Почему Вы боитесь операций?





 

В семье зависимый ребёнок. Что делать? Понять, простить, помочь

В семье зависимый ребёнок. Что делать? Понять, простить, помочь

Право на ошибку
В семье зависимый ребёнок. Что делать? Понять, простить, помочь
Алкоголизм и наркомания - это не только физиологическая, но и психологическая зависимость. Преодолеть психологическую за­висимость гораздо труднее, чем справиться с физиологической. Не бросают пить и употреблять наркотики не потому, что не могут, а потому, что не хотят, но не могут признаться в этом не только окружающим, но и себе.
Уход от одиночества
Подростковый возраст сам по себе выступает как фактор риска приобщения к алкоголю и наркотикам, определяется как критический в плане социализа­ции. Психологические трудности подростка могут возникнуть не только в результате физического, полового созревания, но и как следствие кризиса личности. Причинами алкоголизации мо­гут стать сложности самоопре­деления, восприятие и оценка собственных возможностей, проблема идентификации, дис­функциональный опыт, опыт переживания психологической травмы. На процесс употребле­ния алкоголя и наркотиков вли­яют и такие личностные особен­ности, как низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, им­пульсивность, недостаточная социальная адаптация.
Уходят в алкоголь, в наркоти­ки подростки, которым скучно, неуютно, одиноко в реальном мире. Им никак не встроиться в социум, и они убегают из него в мир вымышленный.
Часто мы узнаём страшные истории о том, как некие зло­умышленники приучили под­ростков к наркотикам, принудили их к преступной деятельности, завоевав вначале расположение, уделив им внимание, проявив к ним интерес, похвалив их за что- то, для детей важное. Подростки получают на стороне то, чего им так не хватает дома, и привязы­ваются к тем, кто даёт им это.
Зачем подросток идёт в пья­ную компанию или начинает употреблять наркотики? Какая его психологическая потреб­ность не удовлетворена? Одна из самых важных - потребность в общении. Никому из близких он ни о чём рассказать не мо­жет, так как верно полагает, что понимания не найдёт, его будут только упрекать и стыдить.
Хорошее общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно помогает лучше понять сво­его ребёнка, узнать его взгляды и чувства. У подростков доста­точно сильно развито желание к общению, стремление быть выслушанным.
Мотив, который движет ре­бёнка к началу употребления спиртного или наркотиков - это, как правило, познание мира, по­требность в новых ощущениях, любопытство, желание стать «как взрослый». Ребёнок хочет расширить собственные возмож­ности, снять какие-то внутренние запреты, ограничения, почув­ствовать себя независимым. И в этом мотиве есть составляющая, связанная с взаимоотношения­ми с родителями, так как это ещё и способ им что-то доказать или продемонстрировать. Эмоции, которые возникают у родителей при первом получении инфор­мации об употреблении спирт­ного или наркотиков ребёнком, являются сигналом о том, что ему не хватает чего-то во вза­имоотношениях с родителями.
Начав употреблять спиртное или наркотики, ребёнок:
- пытается привлечь внимание родителей, когда ему не хватает уверенности в любви;
- сражается за территорию, когда ему не хватает чувства зна­чимости, ощущения лидерства, хочется самому решать, что ему делать и чего не делать;
- мстит своим родителям, старается сделать больно, пока­зывает, что родители его систе­матически «ни во что не ставят», и вот и он родителей «ни во что не ставит»;
- утратил смысл жизни, учёбы, общения с родителями и свер­стниками, тщетно ищет каких-то новых ощущений и не находит.
Важно договориться
Стремясь к самостоятель­ности, подросток буквально отталкивает от себя людей, завоёвывая себе «место под солнцем». А так как поблизости обычно оказываются близкие люди, то он начинает именно с них, не осознавая почему он это делает. Идёт гормональная перестройка организма, очень велик интерес к противопо­ложному полу. Чем он чреват? Как ни странно, он провоцирует подростковое курение и алкого­лизм. Девушка с тонкой дамской сигаретой - это «круто». А те, в свою очередь, замечают, что в нетрезвом виде они могут вести себя более раскованно. Мудрые родители вместо чтения нотаций сыну, учат его, как разговаривать с девочкой на свободные темы, как не обидеть её. Учат гово­рить «нет», распознавать людей, обсуждать, размышлять об их поступках, искать им оценку, то есть вести его к самостоятель­ному выводу. Когда у ребёнка наступает подростковый возраст, мудрые родители запасаются терпением.
Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте их в их выборе!
Таким образом, за началом употребления спиртного или наркотиков ребёнком стоит как движение к познаниям, к новому, потребность в принятии и уваже­нии сверстниками, потребность в лидерстве и общении, так и хронически неудовлетворённые его потребности, связанные с отношениями в семье и взаи­моотношениями в школе, или каких-то ещё контекстах. А потом ребёнок «втягивается», привы­кая и получая удовольствие и от самого процесса, и от сопут­ствующих ценных для подростка моментов: возможность почув­ствовать себя взрослым, чувство причастности к сообществу самых уважаемых сверстниками старшеклассников, чувство при­общённости к тайне от взрослых, общение на равных со всеми, кто пьёт и курит, независимо от воз­раста, чувство независимости (я делаю то, что хочу), возможность диссоциироваться от неприят­ной ситуации, переключиться на что-то другое, приятное.
Задача договориться с ребён­ком о прекращении употребле­ния спиртного и наркотиков и замене на что-то другое, под­ходящее родителям и ему, не проста. Здесь очень полезна была бы помощь психолога.
Когда у ребёнка возникают проблемы, то их решение спе­циалисты начинают с работы с родителями, их убеждениями, их реакциями на проблемы ребён­ка. Без изменения поведения ро­дителей достичь улучшения по­ведения ребёнка на длительный срок практически невозможно.
Главная задача родителей в этой ситуации - сделать так, что­бы ребёнок чувствовал их свои­ми союзниками, а не опасными взрослыми, от которых нужно скрывать свои действия. Когда им удастся сформировать общие с ними полезные для ребёнка убеждения, можно обратиться к специалисту - психологу или психотерапевту.
Чем конкретно могут помочь родители подростку, который попал в беду?
Криком на ребёнка, битьём, угрозами ничего не добиться. Говорить с ребёнком необходи­мо без раздражения и упрёков, очень спокойно объяснить ему, что не у него одного такая про­блема и что справиться с этим самостоятельно очень трудно. Учить его жить сегодняшним днём и даже текущим часом. Планировать свою жизнь на день, на час. Почасовое пла­нирование далее сменить на дневное. Надо только один день провести без алкоголя и нар­котиков - сегодня, дальше не заглядывая.
Человек помогающий должен укреплять у другого человека веру в себя, но как бы вскользь, то есть говорить при ребёнке фразы, адресуя их не ему, а о нём кому-то другому:
- Ничего, вот повзрослеет, станет ещё более уверенным в себе и сможет общаться со сверстниками не благодаря алкоголю, а потому, что с ним интересно.
- Взрослый человек - это тот, который умеет брать на себя от­ветственность за свои поступки и свои взаимоотношения, тот, кто может позволить себе быть ни на кого не похожим и т.д.
Постоянно высказывать уве­ренность в том, что ребёнок со всем справится, напоминать ему случаи, когда он проявлял силу воли, мужество, настой­чивость. Очень ценным для со­хранения доверия может быть разговор-воспоминание о своих детстве, юности и совершённых в прошлом ошибках. Надо на­ходить время для общения с подростком и совместных за­нятий. Вместе ходить в театры, музеи, на спортивные соревно­вания. Поощрять его увлечения, интересы, помогать ему найти дело по душе - всё это поможет стать альтернативой потребле­ния алкоголя и наркотиков. Не оставлять достижения ребёнка без внимания. Напоминать ему, что всё плохое проходит.
Если случится срыв, человека надо поддержать. Ни в коем слу­чае не ругать, не винить. Сказать ему, что такое может с каждым случиться. Главное в жизни - на­учиться подниматься, потому что от падений не уберечься никому. Только не потерять веру в себя, в свои силы!
При этом надо быть деликат­ными и бережными со своими детьми. Родительские предписа­ния - самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот, тормозить его успешность и создавать се­рьёзные проблемы.
...И осознать
Убедить подростка в необхо­димости лечения бывает трудно. Анозогнозия в этом возрасте выражена ещё сильнее, чем у взрослых, ей способствует семейно-педагогическая запу­щенность. Госпитализация обо­стряет реакцию эмансипации, рассматривается как наказание и вызывает лишь протест. В этих условиях на успех психотерапии, как у всего лечения, рассчиты­вать трудно.
Хотя необходимость психоте­рапии при раннем алкоголизме никем не оспаривается, тем не менее имеются определённые указания на малую эффектив­ность как индивидуальной ра­циональной, так и групповой психотерапии.
Цель индивидуальной пси­хотерапии - добиться, чтобы подросток сам принял решение лечиться и прекратить алкоголи­зацию и наркотизацию.
Групповая психотерапия может иметь смысл для подростков, если их включают в неалкого- лизирующуюся группу, где сам процесс группового общения оказывается для них привлека­тельным в силу общих интере­сов, возможности проявить себя, найти эмоциональные привязан­ности и т.п. В целом групповая психотерапия обычно оказыва­ется успешной, если она ставит не прямые противоалкогольные цели, а служит способом отвле­чения от алкоголя.
Все другие психотерапевти­ческие методы (суггестивная терапия, эмоционально-стрессо­вая терапия и др.) у подростков могут оказаться эффективными только при одном предваритель­ном условии - желании лечиться.
Большинство зависимых лю­дей свою зависимость не осоз­нают. Подумаешь, выпили... Раз­умеется, если человек уверен, что никакой проблемы у него нет, то и решать он её не будет.
Вывод, который можно сделать о причинах детской алкогольной и наркозависимости следующий: у подростков нет достаточных навыков и знаний для социаль­ного приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением алкоголя и нар­котиками. Если же говорить о готовности самим принимать решения, то здесь прослежива­ется явная тенденция к несамо­стоятельности.
Именно совместная помощь взрослых в обретении само­стоятельности, уверенности и социальных навыков поможет подросткам избежать беды. Это тонкая и кропотливая работа, требующая от нас с вами знаний, мудрости и терпения. Но, как я уже отмечала, предотвратить, легче, чем лечить. И это наше с вами общее дело.
Закончу словами писателя Джойса Ребета-Бердитт: «Алко­голизм - не спорт для зрителей. В нём участвует вся семья».

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА, медицинский психолог.
Республиканская психиатрическая больница.

Дата публикации: 12.10.15

Источник публикации: Медицинская газета

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда

(8352) 58-14-10, (8352) 58-53-41, (8352) 74-24-07

Телефон доверия:
8-800-100-49-94